Мастера спорта Тульской области — Бурцев Юрий Петрович

Бурцев Юрий Петрович
Окончил Тульский механический институт. Туризмом начал заниматься с 1959 г. при туристской секции Тульского механического института. Его первым тренером был известный тульский турист П.А.Небутей. Бурцеву Ю.П. было присвоено звание МС СССР по туризму и выдано удостоверение № 160496 от 10 января 1980 г.
Мастер спорта СССР по туризму Бурцев Юрий Петрович

Районы спортивных походов: Крым, Кавказ, Южный, Средний, Северный, Приполярный, Полярный Урал, Армения, Азербайджан, Архангельская обл., Кольский полуостров, Восточный и Западный Саяны; хребты: Становой, Прибайкалья, Забайкалья и Дальнего Востока. Прошел не менее сотни спортивных походов  по лыжному, водному, пешеходному и горному туризму в качестве участника и руководителя. Руководил сложными походами по пешеходному, лыжному и водному туризму. Команда пешеходников под руководством Бурцева дважды становилась призерами конкурса СССР на лучшее туристское путешествие.

Получил инструкторскую подготовку в школах:

  • руководителей пешеходных туристов (1966 г.),
  • инструкторов лыжного туризма (1968, 1970, 1976 гг.),
  • средней туристской подготовки (1981 г.),
  • высшей туристской подготовки (1984 г.).

Старший инструктор по горному, пешеходному, лыжному и водному туризму.

Ю.П.Бурцев неоднократно был судьей и организатором туристских слетов и соревнований; организатором первого слета туристов лыжников СССР в 1981 г. Имеет звание судьи республиканской категории.

В 1976-90 гг. был заместителем председателя и председателем федерации туризма Тульской области; с 1978 г. — председатель Тульской зональной МКК; в течение 15 лет возглавлял лыжную комиссию Тульской областной федерации туризма. За эти годы тульские туристы-лыжники организовали и провели ряд экспедиций в полярные районы России и неоднократно занимали первые места в конкурсе на лучший поход СССР, в чемпионатах СССР и различных ведомств.

Бурцев Ю.П. неоднократно награждался грамотами и дипломами Центрального и Тульского областного советов по туризму и экскурсиям, Тульского областного комитета комсомола. Туристско-спортивный союз России наградил его почетным нагрудным знаком «Заслуженный путешественник России» (ТССР, 20 сентября 1999 Протокол №10,  удостоверение 87).

Перечень сложных походов:

ГодРайонСложность
1963Урал
1964-1965Алтай
1966Урал
1967Урал
1968Урал
1969Урал
1970Алтай
1971Абакан
1970Хибины
1971Саяны
1971Кольский
1970Кольский
1972Саяны
1973Урал
1974Саяны
1975Байкал
1976Урал
1978Урал
1980Становой хр.
1983Хамар-Дабан
1985Дальний Восток
1986Урал
1991Урал

Далее —  ежегодные маршруты 3-4 категории сложности по Уралу и Карелии.

Юрий Петрович много раз отмечался за заслуги в развитии туризма:

  • 1966 – Почетная грамота ТОСТЭ «За развитие туризма в Тульской области»;
  • 1966 – Грамота ТОСТЭ « За развитие туризма»;
  • 1969 – Грамота ТОСТЭ «За развитие туризма»;
  • 1981 – Диплом ЦСТЭ ВЦСПС за 3 место во Всесоюзных соревнованиях на
  • лучшее туристическое путешествие 5 категории сложности;
  • 1981 – Почетная грамота «За вклад в развитие туризма»;
  • 1987 – Грамота ТОСТЭ за 2 место на Чемпионате центральной зоны РСФСР по спортивному туризму.

Участвуя  вначале в походах выходного дня, он не думал, что со временем туризм станет единственным видом спорта, который увлечет  на многие годы. В школе и институте он занимался хоккеем, футболом, боксом. По боксу имел второй разряд, да  и в других видах спорта легко добивался довольно высоких результатов.

После похода по Крыму Юрий понял, что нашел тот единственный вид спорта, которому стоит отдать все свободное время. За десять дней путешествия он словно прожил вторую жизнь — так много увидел и испытал. На следующий год Бурцев пошел в поход по Кавказу, потом снова был Крым и опять Кавказ.

Постепенно повышалась сложность путешествий, росло мастерство. Пешеходные походы порой чередовались с водными, но «чистым» водником он так и не стал, считая, что нет удовольствия выше, чем ходить по земле.

 

В 1970 году руководит сплавом на бревенчатых плотах. Сохранились фото участников этого похода, это: Акинфеева Людмила, Алексин Геннадий, Петрова Тамара, Дружинин Владимир, Щеглова Сима, Малахов Вячеслав, Макарова Раиса, Ерисова Людмила, Алешин Михаил, Батова Татьяна.

Участники сплава на плотах 1970

Юрий Петрович вспоминает о трудном пеше-водном походе по Становому нагорью.

Поход на Становой хребет был задуман задолго до 1980 года. Как и сотни других туристов, Бурцев с районом будущего путешествия познакомился по книгам Григория Федосеева. Его экспедиция исследовала в 50-е годы довольно обширный район северо-востока страны, затратив на эту работу много времени.

Бурцев остановил свой выбор на Скалистом Гольце и участке Станового хребта юго-восточнее этой вершины. Нитка основного маршрута намечалась такая: оз. Большое Токо — гора Скалистый Голец — перевал Тас-Балаган — хребет ТокинскийСтановик — пер. ЭГВ — Саллак-ручей Аюмкан — хребет Джугдыр. Затем, чтобы попасть в ближайший населенный пункт, предстояло сплавиться по реке Мае и по р. Уде до небольшого поселка Чумикан на берегу Охотского моря. Пешком намечалось пройти 330 км, на плотах проплыть — 380. Сплав по Мае рассматривался как выход с маршрута. Весь поход считался пешеходным. Были также разработаны два запасных варианта. В случае болезни кого-либо из участников похода или других ЧП Бурцев намечал перевалить через Становой хребет и выйти на реку Зею, а по ней сплавиться до поселка Бомнак. Второй запасной вариант также значительно сокращал пешеходную часть. Группа, обойдя Скалистый Голец и хребет Токийский Становик, выходила к Maе пo ручью Большой Чайдах, сбегающему с Джугдыра, и сплавлялась по Мае до Чумикана.

Карта похода по Становому хребту 1980

В группу вошли: Вячеслав Малахов — мастер спорта, Раиса Макарова и Александр Миллер — тоже опытные туристы, умелые ориентировщики.

Осенью 1979 года спортсмены заявились на Чемпионат СССР по классу путешествий 5-ой категории сложности — предстоящий поход соответствовал всем требованиям чемпионата. Участие в чемпионате страны — дело очень ответственное. Ведь от каждой области или республики допускается в определенном классе путешествий только одна команда. Поэтому и подготовка требовалась очень тщательная.

К началу 1980 года группа была укомплектована полностью. В ее состав вошли туристы, которых Юрий Бурцев знал по прежним путешествиям и был уверен в каждом. Валерия Тюмерова, Виктора Череповича, Дмитрия Плешкова, Владимира Моргунова, Евгения Колоницкого отличала хорошая физическая и техническая подготовка. Каждый из них участвовал в пешеходных путешествиях высшей категории сложности, не раз сплавлялся по горным рекам, что также имело важное значение. Ведь к человеческому жилью предстояло выбираться на деревянном плоту.

И вот Якутия.

Двумя специальными рейсами самолета АН-2 туляков переправили из поселка Чульман Якутии к озеру Большое Токо. Два часа летели над зеленым ковром тайги, в который вкрапливались плешины марей.

Когда на юге, у самого горизонта, поднялась цепь скалистых вершин Станового хребта, а прямо по курсу сверкнула гладь большого озера, самолет пошел на посадку.  Посадочной полосой, как обычно на таежных аэродромах, служит обычный луг на берегу довольно широкой реки Мулам.

Поход на Становой хребет 109-

Согнувшись под тяжелыми рюкзаками, туляки двинулись на юг, к озеру Большое Токо. Хорошо набитая тропа тянется по невысоким увалам, пересекает ручьи, порой теряясь в болотах. Здесь, в южной части Алданского нагорья, тайга в основном лиственничная, с густым подлеском. Идти довольно трудно: рюкзаки по сорок килограммов, да и жара градусов под тридцать.

Тропа, взобравшись на невысокий гребень, провела людей через заросли кедрового стланика и торопливо побежала вниз, к воде.

Бурцев  повел группу по компасу на юг, стараясь обходить заболоченные участки. Тайга становилась все гуще, особенно на взгорках — там приходилось пробираться сквозь такие заросли березняка, кедрового стланика, что каждый шаг давался с большим трудом. До озера Малое Токо добрались только утром следующего дня.

Отсюда начиналась наиболее сложная часть маршрута. До горы Скалистый Голец нужно идти по долине реки Утук и ее притокам. Где-то здесь должна, быть Утукская тропа, о которой упоминает Федосеев в своих книгах. Но попытки отыскать эту тропу ни к чему не привели. Долина реки Утук сильно заболочена. Пройдя метров двести по ручью, вытекающему из озера М. Токо, группа вышла на едва заметную тропку, петляющую по лесу. Она привела людей в топкое болото, заросшее к тому же непролазными зарослями стланика. Тучи комаров, не отстававшие от людей и до этого ни на шаг, здесь пополнились новыми силами. Стоило кому-нибудь отбросить на миг сетку, чтобы глотнуть свежего воздуха, как десятки крылатых кровососов забивали уши, нос, жалили в шею. А на плечи каждому спортсмену к тому же давил тяжелый рюкзак, ноги проваливались в болотную жижу и, прежде чем сделать шаг, приходилось раздвигать руками цепкие лапы стланика.

Болоту этому, казалось, не будет конца, и сил у туристов вроде бы уже не оставалось продираться через заросли, отбиваться от комаров, с трудом  вытаскивая ноги  из чавкающей тины. Но нужно было во что бы то ни стало пройти это болото, сколько бы оно ни длилось. И каждый был уверен, что пройдет, что найдутся еще силы и на то, чтобы поставить палатки, нарубить дров, сварить ужин, убрать на ночь продукты. А ведь силы кончились еще там, на первом километре болота, просто об этом никто не знал…

В туристских походах не перешагивают через мировые рекорды. В них каждый перешагивает через предел своих возможностей, одерживает победу над самим собой, равную, может быть, чемпионским лаврам.

Поход на Становой хребет 1980

В тот день группа прошла десять трудных километров. На ночь остановилась на высоком берегу реки Ивак, там, где она встречается с рекой Утук.  С этой речки начинаются места, описанные в книгах писателя «Последний костер», «Смерть меня подождет».

Невдалеке отсюда находится одна из самых больших вершин Станового — Скалистый Голец. Восхождение на Скалистый Голец было включено в программу путешествия.

Наконец, долина привела туристов к очень крутому подъему. Пришлось использовать веревки, чтобы обеспечить необходимую страховку. В конце концов, подъем закончился, но до вершины было еще около километра, на ней пирамида триангулятора, установленного геодезистами. От одной из стоек триангулятора отвязали записку туристов из Нижнего Тагила (руководитель Маркин), которые восхождение совершили в марте 1979 года. Туляки вместо нее оставили свою записку, а ту, что написали их предшественники, взяли с собой. Такой порядок: снятая с вершины записка — одно из доказательств того, что группа совершила восхождение.

До вершины Безымянной путь был значительно легче — по гребню, где снежные бараны выбили среди камней довольно заметную тропу. На вершине Безымянной рядом с триангулятором соорудили большой тур из камней, упаковали свою записку вместе с тульскими значками. В ней указали кем, когда совершено восхождение, маршрут группы. С горы — ее высота 2185 метров — пытались разглядеть перевал Тас-Балаган, куда предстояло двигаться дальше, но помешала дымка. Только с южной стороны, где дымка рассеялась, увидели грозные зубцы вершин Станового хребта.

Во время спуска с Безымянной встретили эдельвейсы. Куда только не забирается этот горный цветок!

Группа вышла в долину ручья, впадающего в р. Утук-Макит. Долина ручья обрывается высокими ступенями, вода постоянно скачет с плиты на плиту, образуя водопады. С уступа на уступ приходилось спускаться по веревке, постоянно страхуя друг друга. Путь этот был вынужденный, так как по хребтам к перевалу пройти не смогли — слишком круты склоны, глубоки ущелья. Тропы, идущие вдоль ручья, то теряются, то появляются вновь. Жара, не спадавшая с самого начала похода, чувствовалась даже здесь, довольно высоко в горах. В ущелье ручья, окруженного высокими гребнями, было трудно дышать. Тайга притихла, только хлюпанье воды под ногами да комариный звон нарушали тишину.

И снова группа продолжила путь по нелегкому маршруту. Ступни  ног у туристов болели — намяли во время кольцевого траверса окрестных гор. Если раньше старались идти вдоль рек по галечнику, то теперь направляющий выбирал, где помягче, чтобы успокоить  боль. Снова жгучее солнце над головой и комары, перед которыми бессильны дэта, диметилфтолат и другие репелленты.

Два дня занял трудный путь к истокам реки. Радиальный выход к очередной седловине в Становом хребте после перевала Тас-Балаган начали, когда погода испортилась, заморосил мелкий дождь. По левому истоку Ивака группа поднялась на перевал. Никаких следов человека здесь не обнаружили.

Перевал туристы решили назвать «Ивакским-1». На седловине соорудили тур, оставили записку. В двух с небольшим километрах выше по ручью нашли еще один перевал, более удобный для спуска в долину Лучи. Следов человека в седловине тоже не удалось обнаружить. Снова из камней выложили тур. Назвали перевал «Ивакский-2».(Лишь в 2020 году туристы из Хабаровска прошли его повторно).

Погода совсем испортилась. Пелена дождя заволокла окрестные горы. Дождь шел и следующий день, когда группа продолжала исследование левого истока реки Ивак. Третий перевал назвали «Озерный»— на седловине довольно большое озеро, из которого вытекает ручей в долину Лучи. Туристам предстояло исследовать истоки этой реки.

Сверху, от истоков Лучи, потянуло дымом — где-то горела тайга. Вскоре дымом заволокло все окрестные горы. Пришлось останавливаться на ночлег.

А на утро — снова дождь…

Истоки Лучи  потом долго будут вспоминали недобрыми словами. Только поднявшись под проливным дождем по левому истоку на перевал, туляки облегченно вздохнули: позади остался один из самых трудных участков маршрута.

По долинам речек Анегея, Кокур, Аюмкан группа прошла без особых осложнений. Невдалеке от огромной  наледи на реке Аюмкан встретили оленей, затем на берегу увидели голубые палатки оленеводов.

От лагеря оленеводов туляки прошли по долине Аюмкана до речки Эге-Саллак, потом вышли к перевалу на реке Идюм. С перевала увидели слияние рек Аюмкана и Кунь-Манье, образующих реку Маю. Там конец маршрута.

Поход на Становой хребет 1980

Выйдя к Мае, туристы сделали радиальный выход на хребет Джугдыр, потом построили деревянные плоты и сплавились на них по реке до впадения ее в Уду, а затем до самого Охотского моря. Около четырехсот километров сплава с драматическими приключениями  были пройдены за семь дней.

В уединенном поселке на берегу группу поджидала беда. Самолеты на Большую землю не летали. Дороги  через тайгу и горы не было. Накануне в Комсомольск-на-Амуре ушел последний в этом году корабль. Как возвратиться домой. И неожиданно узнали что на пристани стоит готовая уйти баржа. Видим как подходит буксир, подают трос. Время на оформление пропуска в пограничную зону у нас нет. Экипаж нас не пускает, видим что причальный трос снят, и баржа вот-вот отчалит. Тогда мы с рюкзаками прыгаем на палубу, завязывается драка, но силы неравны, в экипаже 4 человека,  а нас девять матерых мужиков. Буксир тянет баржу в море, пути назад нет. Вступаем в переговоры. Помогаем экипажу задраить люки по штормовому.

Солнце в виде багрового шара садилось за мыс, огненным светом своим озаряя и как бы даже воспламеняя высокие горы.  Дул штормовой северный ветер; высокие, сердитые волны Охотского моря разбивались о бесчисленные островки и подводные скалы, окружающие северную оконечность и образующее вокруг земли как бы пояс из пены. Волны бросали баржу из стороны в сторону, как ореховую скорлупу. Вода переливалась через всю палубу от одного конца до другого, и люди хватались за веревки, за что попало, чтобы не быть унесенными в море. Команда из четырех матросов выбивалась из сил. Проход опасен между островами.

— Водовороты близ Шантарских островов.

— Откуда ты его знаешь?

— Читал перед походом, но не думал, что придется испытать

— Что же теперь делать?

Баржа получила сильный толчок.

— Руль на бакборт! — крикнул шкипер рулевому, рассчитывая повернуть корабль под ветер.

Баржа,  увлекаемая быстрым течением, вступала в центр огромного водоворота, буксирный трос был натянут до предела, буксир старался вырвать нас из водоворота.

Страшное явление это, вызывается  расположением берегов, в которое под действием характерного для этих мест ветра волны врываются с неслыханной силой и бегут вдоль изогнутой линии берега, а не прямо на него. Достигнув конца окружности, они приобретают все большую и большую силу и продолжают свое круговое движение, вследствие чего образуется поддерживаемый новыми волнами водоворот. В таких водоворотах нет никакого спасения, и море в этих местах успокаивается, лишь когда  стихнет вызвавший эти страшные течения ветер.

За Шантарскими островами море несколько успокоилось, и спустя сутки, буксир привел баржу на рейд Комсомольска-на-Амуре.

 

Туляки первыми сделали траверс части Станового хребта от горы Скалистый Голец до вершины Безымянной. Открыты и исследованы три перевала в Становом хребте — из долины реки Ивак в долину реки Лучи. Изучена возможность траверса Станового хребта от перевала Тас-Балаган до истоков реки Ивак. Бурцев в своем отчете дал немало ценных рекомендаций по преодолению долин рек, заросших стлаником, по подготовке снаряжения, ориентированию в горных отрогах Станового хребта.

Судейская коллегия первого в истории Чемпионата Советского Союза признала этот маршрут самым трудным среди походов высшей категории сложности.

Share on vk
Share on facebook
Share on telegram
Share on whatsapp

Последние новости

Мастера спорта Тульской области — Бурцев Юрий Петрович

Окончил Тульский механический институт. Туризмом начал заниматься с 1959 г. при туристской секции Тульского механического института. Его первым тренером был известный тульский турист П.А.Небутей. Бурцеву Ю.П. было присвоено звание МС СССР по туризму и выдано удостоверение № 160496 от 10 января 1980 г.

Самый уникальный палеонтологический объект России находится в Тульской области

Вряд ли кому-то придет в голову мысль искать в Тульской области деревья, которым уже 300 миллионов лет. Однако, в Коптевском карьере близ д. Георгиево спрятаны единственные в своем роде окаменевшие деревья.

К 45-летию экспедиции туляков по пути первопроходцев

Весной 1976 года четыре группы туристов под руковод­ством Юрия Черноротова, Владимира Лысенко, Алек­сандра Михайлова вылетели на Таймыр. В рюкзаках, вместе с продуктами и необходимым снаряжением, находились металлические пластины памятника Семену Челюскину.

Авторизация
*
*
Генерация пароля